6 Сигм

6 Сигм

Метод разработан в корпорации Motorola в 1980-е годы. Получил широкую популярность в середине 1990-х после внедрения его как ключевой стратегии Джеком Уэлчем в корпорации General Electric.

Метод разработан в корпорации Motorola в 1980-е годы. Получил широкую популярность в середине 1990-х после внедрения его как ключевой стратегии Джеком Уэлчем в корпорации General Electric.

Шесть сигм (англ. Six sigma) — это один из методов управления процессами, основанный на проведении статистической оценки фактов, данных процесса, систематическом поиске и разработке мероприятий по повышению уровня выхода годной продукции, их последовательному внедрению и последующему анализу безошибочности процессов для увеличения удовлетворенности клиентов. 

Название происходит от греческой буквы сигма σ, которая обозначает в статистическом анализе понятие среднеквадратического отклонения. Уровень безошибочности производственного процесса в этом методе определяется по числу σ, которое представляет собой удельный вес бездефектной продукции в процентах на выходе процесса. Процесс с качеством 6σ на выходе характеризует 99,99966 % случаев без дефектов, или не более 3,4 дефектов на 1 млн операций. 

В корпорации Motorola достижение показателя качества 6σ для всех производственных процессов определено в качестве цели, отсюда и пошло наименование концепции.

Как правило, в большинстве процессов на предприятиях уровень дефектов находится в рамках сигма-анализа между тремя σ и четырьмя σ. Это значит, что выход годной продукции лежит между 93,3 и 99,4%. При четырех сигма частота дефектов равна 6210 случаев на миллион. Никто не был бы доволен, если бы он принадлежал к числу 6210 клиентов, которые являются жертвой дефектного товара или процесса. Тем самым метод шесть сигм предоставляет возможность наряду с повышением продуктивности также увеличивать удовлетворение клиента.

Six Sigma является последовательным, выверенным на потребности клиента и базирующимся на фактах методом улучшения процессов. Принципиальная схема работы метода представлена на схеме 1.

Схема 1. Отражение принципа действия шесть сигм в улучшении процессов.

1.jpg


Что шесть сигм значит на практике?

Если доля дефектных продуктов, поставляемых в автомобильную промышленность высока, то, с точки зрения системных поставщиков для автоиндустрии или производителей оборудования, существенны две вещи:

  • "проскальзывание" при контроле ведет к последующему применению дефектных продуктов и может подрывать тем самым надежность производственной системы или оборудования;
  • соблюдение сроков поставок может находиться под угрозой срыва из-за дополнительной обработки и дополнительного контроля. 

С точки зрения производителя - это дополнительные затраты на брак и сокращение возможностей в увеличении производственных мощностей. Кроме того, много предприятий идут на то, чтобы требовать от поставщиков возвращения вызванных у них дополнительных затрат и/или устанавливать для этих поставщиков запрет на поставки. Основная идея управления на основе шести сигм заключается в том, что если возможно измерить число дефектов процесса, то можно и определить способы, позволяющие устранить дефекты, а значит, выйти на уровень качества с практически нулевым браком. Как российские и мировые компании внедряют и используют этот метод на практике, можно узнать из Альманаха «Управление производством».

Применение на практике метода «шести сигм» предполагает использование важнейших принципов:

  • стремление к формированию стабильного и предсказуемого прохождения процессов для повышения результативности бизнеса;
  • данные и показатели, характеризующие прохождение производственных процессов и бизнес-процессов, должны быть измеряемыми, управляемыми и улучшаемыми, а также отражать оперативные изменения;
  • необходимо активное вовлечение сотрудников компании на всех уровнях, включая высший и средний менеджмент, для обеспечения непрерывного улучшения качества;
  • ориентация на процессы вместо функциональной ориентации, процессное управление и постоянное совершенствование процесса;
  • управление, основанное на договоренностях о целях;
  • прозрачность внутрикорпоративных барьеров, управление без барьеров.

Корпорацией Motorola предложен систематический образ действий при реализации метода шесть сигм (см. схему 2), который состоит из пяти шагов и называется DMAIC (англ. define, measure, analyze, improve, control):


  • определение целей проекта и запросов потребителей (внутренних и внешних);
  • измерение процесса, чтобы определить текущее выполнение;
  • анализ дефектов, определение коренных причин дефектов;
  • улучшение процесса через сокращение дефектов;
  • контроль дальнейшего протекания процесса.

Схема 2. Содержание процесса внедрения метода шесть сигм.

2.jpg

В США и Европе данная концепция применяется во многих областях: в промышленных отраслях, в медицине, в сфере услуг, в образовании, и даже в оборонной отрасли. 

В России шесть сигм внедряют следующие компании:

  • Иструм-Рэнд (совместное предприятие с Ingersoll-Rand);
  • АВИСМА;
  • ВСМПО;
  • Рыбинские моторы (НПО «Сатурн»);
  • РОСТАР;
  • Красноярский алюминиевый завод;
  • Аудиторская фирма Аваль;
  • подразделение 3М в России;
  • подразделение Xerox в России и др.

Производственная практика этих предприятий подтверждает привнесение методом шести сигм ощутимого экономического эффекта и в условиях России.

Оцените материал:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.67(3)
Вверх