Кооперация/outsourcing

Кооперация / outsourcing

Несмотря на широкое распространение аутсорсинга в практике международного бизнеса, до сих пор во многих публикациях на эту тему существует некоторая путаница в использовании близких по смыслу и содержанию понятий, отражающих сущность современных тенденций интеграции производственных процессов.

Аутсорсинг как технология бизнеса состоит в вынесении за пределы компании отдельных функций или видов производственной деятельности (основных, вспомогательных или обслуживающих процессов), выполняемых ранее самостоятельно, либо в реализации «третьей стороной» целых бизнес-процессов, являющихся частью общей бизнес-системы.

Бизнес-процессом мы будем называть совокупность взаимосвязанных функций и видов производственной деятельности, направленных на получение определенного результата.

Отношения в рамках аутсорсинга связывают организацию-производителя продуктов и/или услуг, которая является заказчиком или клиентом, и аутсорсера, т.е. организацию-исполнителя, располагающую необходимыми ресурсами, например:

  • профессиональными (аутсорсер имеет высококвалифицированных специалистов, которых нет у компании-клиента);
  • производственно-технологическими (аутсорсер располагает необходимыми производственными мощностями или технологиями);
  • финансово-административными (аутсорсер умеет управлять некоторыми проектами так, чтобы снизить их стоимость и ускорить выполнение);
  • региональными (в некоторых регионах или странах аналогичная работа стоит дешевле) и т.п.

По отношению к организации-производителю и конечному потребителю организация-аутсорсер является «третьей стороной», ресурсы аутсорсера привлекаются организацией-производителем для реализации основной, вспомогательной или обслуживающей деятельности, связанной с производством необходимых потребителю продуктов/услуг. В итоге привлечение ресурсов аутсорсера, т.е. «третьей стороны», или вынесение ряда функций или бизнес-процессов «на сторону» имеет своей целью наилучшее удовлетворение запросов потребителя, т.е. соответствие продукта/услуги отдельным ценовым, качественным критериям или индивидуальным потребностям.

Аутсорсинг обслуживающих процессов (социально-бытовых функций или обеспечения жизнедеятельности офиса) связан с сокращением выполняемых видов работ внутри организации-клиента, когда эти виды работ частично или полностью выполняются аутсорсером. К ним относятся, например, ведомственная охрана, общественное питание, уборка зданий и помещений и соответствующие функции, управление автотранспортом организации, обслуживание компьютеров, оргтехники и средств связи, и др. Сокращаются отделы и штат работников организации-клиента, ранее ответственных за выполнение этих работ.

Привлечение квалифицированных специалистов к управлению организацией (аутсорсинг функций управления организацией), обучению и повышению квалификации персонала (аутсорсинг корпоративного обучения), аутсорсинг логистических функций и маркетинга, аутсорсинг основных и вспомогательных производственных процессов и т.п. может быть эффективным при полной или частичной передаче соответствующих функций аутсорсеру. Отдельное направление аутсорсинга представляет собой аутсорсинг человеческих ресурсов.

Внедрение в практику менеджмента принципов процессного управления (Business Process Management) положило начало аутсорсингу бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, ВРО) как методологии, логически дополняющей реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering, BPR). В этом случае аутсорсеру полностью передаются отдельные бизнес-процессы, «выходы» которых потребляются организацией-клиентом. Аутсорсинг бизнес-процессов является частью общей программы реструктуризации организации-клиента в рамках BPR. Компании-аутсорсеры предлагают клиентам комплексные решения, связанные с реорганизацией всей системы управления на основе использования информационных технологий и BPR, при этом «за пределы» организации-клиента выносятся бизнес-процессы в области логистики, маркетинга, финансового менеджмента, бухгалтерский и управленческий учет, производственные бизнес-процессы, управление человеческими ресурсами и др.

Таким образом, аутсорсинг — широкое понятие, объединяющее различные формы взаимовыгодного сотрудничества. К аутсорсингу, в частности, можно отнести:

  • использование услуг специализированных организаций для решения внутренних проблем компании (например, разработки проектов, кадрового обеспечения, обучения персонала);
  • приобретение у сторонних компаний услуг по реализации отдельных бизнес-процессов (например, в сфере логистики, информационного и финансового обслуживания и т.п.);
  • вынесение производства (частично или полностью) в регионы с более дешевой рабочей силой;
  • реализацию проектов (частично или полностью) силами внешних организаций, располагающих необходимыми ресурсами, в том числе высококвалифицированным персоналом;
  • вынесение части активов за пределы предприятия, создание дочерних фирм и совместных предприятий для выполнения отдельных видов деятельности (производства или услуг). Применительно к сложившимся в хозяйственной практике.

Аутсорсинг имеет ряд отличительных особенностей, понимание которых позволит правильно позиционировать собственную организацию с точки зрения выбора и обоснования долгосрочной стратегии развития.

Кооперирование (кооперация) - это установление самостоятельными специализированными предприятиями (и отраслями) прямых длительных производственных связей в целях совместного выпуска какого-либо продукта. Различают связи, основанные на производственном кооперировании и на материально-техническом снабжении. В соответствии с формами специализации выделяют три формы производственного кооперирования:

  • предметное или агрегатное;
  • подетальное;
  • технологическое.

Основными характеристиками кооперирования принято считать количество предприятий, с которыми кооперируется головное предприятие, а также:

  • долю стоимости получаемых изделий в общей стоимости продукции предприятия;
  • долю стоимости услуг специализированных предприятий в общей себестоимости продукции предприятия.


Аутсорсинг с этой точки зрения является одной из форм внутриотраслевого производственного кооперирования. Основными характеристиками аутсорсинга как формы производственного кооперирования можно считать:

  • долю стоимости продукции (деталей, узлов, комплектующих и пр.), поставляемой внешними организациями-поставщиками, в стоимости единицы продукции предприятия-изготовителя (держателя торговой марки);
  • долю стоимости услуг внешних организаций в общей себестоимости продукции (услуг) предприятия-изготовителя (держателя торговой марки).

Результатом реализации методологии аутсорсинга в производстве является, например, контрактное производство: передача компанией-держателем торговой марки (обладателем патента, разработчиком продукта и пр.) заказа на производство самого продукта сторонней организации. Передача контракта «на сторону» (contracting-out) широко практикуется в деятельности российских и зарубежных компаний. Понятие «contracting-out» связано также с практикой передачи контрактов другим фирмам с отказом от права получения прибыли от них либо передачи государственными учреждениями контрактов частным фирмам.

Объединение интересов и усилий клиента и аутсорсера в создании новой стоимости в результате аутсорсинга отличается от подобного объединения интересов в результате традиционных форм производственной кооперации. Вместо совместного участия в прибыли от результатов кооперационного сотрудничества организация-клиент оплачивает услугу аутсорсера на условиях, которые оговариваются контрактом (соглашением об аутсорсинге). Контрактные производители, например, предлагают на свободном рынке свои производственные услуги: непосредственно производство продукции (заготовок, комплектующих) или услуги промышленного сервиса.

В последнее десятилетие российские промышленные предприятия активно развивают субконтрактные отношения. Субконтракция (subcontracting) представляет собой форму кооперационного сотрудничества между малыми, средними и крупными промышленными предприятиями, основанную на специализации, рациональном использовании имеющихся производственно-технологических мощностей и оптимизации использования ресурсов. Отношения субконтракции связывают контрактора и субконтрактора (subcontractor). Контрактор передает другим, самостоятельным организациям (субконтракторам) части работ, необходимых для производства конечного продукта.

По отношению к субконтракции (субподряду) аутсорсинг представляет собой более широкое понятие, охватывающее не только производственную и научно-производственную сферы, но и оптимизацию всех сфер деятельности компании на основе сравнения возможностей и выгод использования ресурсов внешних организаций или собственных внутренних ресурсов. Аутсорсинг рассматривает не только вопросы заключения контрактов на выполнение отдельных видов работ, он позволяет полностью пересмотреть подходы к построению бизнес-системы и управлению этой системой для повышения ее эффективности и достижения конкурентных преимуществ. Построение взаимовыгодных отношений в рамках аутсорсинга лежит в области долгосрочного стратегического планирования и опирается на современные методы и инструменты качественного и количественного анализа рынка.

Аутсорсинг, таким образом, — это комплексное стратегическое решение, направленное на реструктуризацию деятельности организации, с передачей отдельных функций или целых бизнес-процессов внешним исполнителям. Отношения между организацией-заказчиком и организацией-исполнителем (аутсорсером) строятся на основе контракта (соглашения об аутсорсинге). В рамках контракта компания-заказчик поручает исполнителю (аутсорсеру) выполнение отдельных видов работ, необходимых для создания потребительской стоимости, обеспечения эффективности и конкурентоспособности собственной деятельности. Результаты выполнения этих работ приобретаются в виде специализированных услуг: производственных, кредитно-финансовых, информационных, торгово-посреднических, логистических, консультационных и пр.

Аутсорсинг оказывает непосредственное влияние на настоящее и будущее компании. От успешного результата аутсорсинга во многом зависит успех бизнеса в целом: стоимость акций компании на фондовом рынке; ее репутация; взаимоотношения с партнерами; конкурентами и покупателями; перспективы развития; влияние, оказываемое компанией и отдельными ее подразделениями на формирование экономики региона.

Отдельные компании всегда практиковали привлечение дополнительных ресурсов, нанимая узких специалистов под конкретную работу или используя временных работников в определенные периоды. Поддерживались различного рода взаимодополняющие партнерские отношения с другими компаниями, существовали общие права доступа нескольких компаний к каким-либо объединенным ресурсам (зданиям, технологиям или специалистам). Однако основное отличие аутсорсинга от субподряда состоит в том, что первый является частью стратегии управления компанией, а не просто видом партнерского взаимодействия. Аутсорсинг предполагает определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании. Отношения, возникающие в рамках субконтракции (субподряда), рассматриваются с точки зрения аутсорсинга, если речь идет о долгосрочном партнерстве, имеющем целью оптимизацию деятельности компании для ее более полного соответствия требованиям рынка.

Российский рынок консалтинга аутсорсинга сейчас ориентирован, прежде всего, на спрос клиентов, что привело к росту требований заказчиков к качеству, разнообразию, оперативности услуг. Консалтинговые услуги аутсорсинга востребованы не только крупным, средним, но и малым бизнесом, который хочет за свою, пусть даже небольшую оплату получить профессиональную услугу хорошего качества, нестандартное решение при условии экономии ресурсов.

Компаниям-заказчикам нужна уверенность, что при возникновении у них какой-либо специфической проблемы или задачи консалтинговая аутсорсинговая фирма решит ее на высоком уровне.

Независимо от всего заказчик требует, чтобы основные рекомендации по антикризисной PR-программе разрабатывал высококлассный «пиарщик», а запуск нового строительного продукта консультировал талантливый бренд-менеджер; консультант должен обеспечить ему консультации этих специалистов, даже если всего несколько лет назад всех устраивало наличие единственного маркетолога.

В связи с этим перед консалтинговыми компаниями в строительстве встает дилемма: как обеспечить достойный уровень обслу¬живания клиентов при своих ограниченных ресурсах. Как правило, данная задача решается тремя путями: найм новых профессионалов и создание маркетинговой проектной команды, аутсорсинг данного вопроса, объединение со специализированной функциональной или другой консалтинговой компанией.

Сетевые кооперации аутсорсинга в строительстве позволяют грамотно организовать работу с клиентом; добиться высокого качества строительной услуги; привлечь лучших экспертов и профессионалов; создать условия для использования передового опыта и инновационных технологий; достичь высокой скорости оборота капитала; обеспечить высокую адаптацию и гибкое реагирование на перемены рынка.

Оцените материал:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5(2)
Вверх