Автоматизация

Автоматизация

Автоматизация - это одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоёмкости выполняемых операций.

Автоматизируются:

  • производственные процессы;
  • проектирование;
  • организация, планирование и управление;
  • научные исследования;
  • обучение;
  • бизнес-процессы;
  • и другие сферы человеческой деятельности.

Автоматизация позволяет повысить производительность труда, улучшить качество продукции, оптимизировать процессы управления, отстранить человека от производств, опасных для здоровья. Автоматизация, за исключением простейших случаев, требует комплексного, системного подхода к решению задачи. В состав систем автоматизации входят датчики (сенсоры), устройства ввода, управляющие устройства (контроллеры), исполнительные устройства, устройства вывода, компьютеры. Применяемые методы вычислений иногда копируют нервные и мыслительные функции человека. Весь этот комплекс средств обычно называют системами. В качестве оценочной характеристики может выступать понятие уровня (степени) автоматизации.

Основные виды систем автоматизации:

  • автоматизированная система планирования (АСП);
  • автоматизированная система научных исследований (АСНИ);
  • система автоматизированного проектирования (САПР);
  • автоматизированный экспериментальный комплекс (АЭК);
  • гибкое автоматизированное производство (ГАП) и автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП);
  • автоматизированная система управления эксплуатацией (АСУ) и система автоматического управления (САУ).

Основная тенденция развития систем автоматизации идет в направлении создания автоматических систем, которые способны выполнять заданные функции или процедуры без участия человека. Роль человека заключается в подготовке исходных данных, выборе алгоритма (метода решения) и анализе полученных результатов. Также в подобных системах предусматривается постепенно наращиваемая защита от нестандартных событий (аварий) или способы их обхода (с точки зрения науки катастроф это не одно и то же).

Однако присутствие в решаемых задачах эвристических или сложно программируемых процедур объясняет широкое распространение автоматизированных систем (также, в зависимости от терминологии некоторых исследований, — полуавтоматических систем). Здесь человек участвует в процессе решения, например, управляя им, вводя промежуточные данные. В таких случаях принципиально экономят на защите от редких и сложных нестандартных событий, отводя её роль человеку.

На степень автоматизации влияют вероятность и разнообразность нестандартных событий (аварий), продолжительность времени, отведенного на решение задачи, и её вид — типовая или нет. Так, при срочном поиске решения нестандартной задачи следует полагаться только на самого себя.

Уровень (степень) автоматизации (англ. Levels of Automation, LOA) это:

1) формализованная, выраженная числом степень роботизации выполняемых операций или, по-другому, независимость автоматизированного комплекса от человека;
2) текущее или планируемое состояние автоматизации, описываемое технически, функционально автоматизируемыми функциями контроля и управления;
3) уровень автономности системы.

Может описываться качественно и количественно, а также в рамках контекстуальных и неконтекстных категорий. Для точности таких оценок требуется аудит всей системы, инфраструктуры или структуры. Понятие используется достаточно широко и охватывает различные сферы, от механической торговой системы в трейдинге до разработок в ракетно-космической отрасли. Оно тесно связано с технологическими, производственными возможностями и реализацией бизнес-процессов в соответствующих системах: автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУ ТП); автоматизированная система управления производством (АСУП) и автоматизации бизнес-процессов.

Качественные описания достаточно быстро устаревают (как правило, в источниках с конца прошлого века до сих пор идут рассуждения только о степени загрузки рабочего персонала, гибких производствах и роботизации), и в деловой практике будут полезны уже более детальные количественные представления, основанные на анализе информационной инфраструктуры.

Оценка состояния структуры, деловых процессов или системы автоматизации является важным звеном в анализе для достижения эффективных результатов развития и понимания ситуации. Оценка эффективности наиболее доступна в форме рациональных результатов.

Оцените материал:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5(1)
Вверх