Система 5S

Система 5S

5S — система организации и рационализации рабочего места (рабочего пространства), один из инструментов бережливого производства (БП). Была разработана в послевоенной Японии.

5S (система 5s) – это метод организации рабочего пространства (офиса), целью которого является создание оптимальных условий для выполнения операций, поддержания порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии. 5S является инструментом бережливого производства. 

Порядок и чистота на рабочем месте, а не „упорядоченный хаос“, являются основой всех улучшений, повышения производительности и качества в промышленном производстве и других отраслях. Только в чистой и упорядоченной среде могут производиться бездефектные, соответствующие требованиям клиентов товары и услуги и реализовываться соответствующая требованиям результативность применяемых процессов. Необходимыми предпосылками для достижения этого является методика 5S, или 5 шагов. Типовые инструкции, шаблоны, лучший опыт предприятий вы можете найти в практическом руководстве по внедрению 5S.

5 шагов методики 5S

Шаг 1 – SEIRI – Сортировка, удаление ненужного.
На рабочем месте все предметы разделяются на необходимые и ненужные. Производится удаление ненужных предметов. Эти действия на рабочем месте приводят к улучшению культуры и безопасности труда. Все сотрудники вовлекаются в отсортировку и определение предметов, которые должны быть: а) немедленно удалены и утилизированы; б) перенесены в место для хранения; в) оставлены, как необходимые и для выполнения работы. Необходимо установить правила, каким образом делать отсортировку ненужного.

Шаг 2 – SEITON – Самоорганизация, соблюдение порядка, определение для каждой вещи своего места
Навести порядок с необходимыми предметами. Необходимые предметы располагают на определенные места так, чтобы они были легко доступными для каждого, кто пользуется ими! Следует также промаркировать их для быстрого поиска.

Шаг 3 – SEISO – Соблюдение чистоты, систематическая уборка.
Создается система, в которой ничего больше не загрязняется. Убедиться, что всё находится на своих местах. Рабочие зоны для рабочих мест должны быть разграничены и обозначены. Регулярно и часто убирать, чтобы в случае, когда вам что-нибудь понадобится, оно находилось на месте и в рабочем состоянии. Тщательная уборка оборудования обеспечивает предотвращение и идентификацию возможных проблем в работе.

Шаг 4 – SEIKETSU – “Стандартизировать” процесс
Поддерживать порядок и чистоту посредством регулярного выполнения первых трех шагов. Самые эффективные решения, найденные в ходе реализации первых трех шагов необходимо закрепить письменно, чтобы стать наглядными и легко запоминающимися. Разработать стандарты документов, приемов работы, обслуживания оборудования, техники безопасности с использованием визуального контроля.

Шаг 5 – SHITSUKE – Совершенствование порядка и дисциплина
Для поддержания рабочего места в нормальном состоянии выполнять работу дисциплинированно, в соответствии с установленными стандартами. Осознание системы 5S как общепринятой повседневной деятельности и ее совершенствование. Визуализировать действия по улучшению: выявлять улучшения в оборудовании; записывать предложения для улучшений; внедрять новые улучшенные стандарты.

5S – это методика для конструирования, организации и стандартизации рабочей среды:

1. 5S – это упорядоченный образ действий для конструирования, организации и стандартизации рабочей среды. Хорошо структурированные условия работы облегчает труд и являются хорошим мотивирующим средством.
2. 5S улучшает безопасность труда, эффективность работы, которая оказывает помощь в росте результатов и помогает идентифицировать себя с рабочим местом или рабочей системой.
3. 5S помогает организации офиса, рабочего места и рабочей системы в целом через сокращение потребности в том, что необходимо и установление того, где это необходимо и сколько из этого необходимо.

Для обеспечения постоянства чистоты и порядка оказывают помощь, с одной стороны, стандартизация внедряемых процессов и принимаемых мер, с другой стороны, проведение аудита, возможно, во взаимосвязи с системой вознаграждения. На схеме 1 представлен один из вариантов плана чек-листа (плана) аудита метода 5S, использование которого позволит оценить фактическую ситуацию на рабочем месте, производственном участке, функциональной области и разработать мероприятия по наведению чистоты и порядка.


Схема 1. Чек-лист аудита метода 5S.


Руководитель подразделения
Аудитор
Фамилия руководителя
Фамилия аудитора
Дата:


Оценка Комментарии
Шаг 1 – SEIRI
1. Все ненужные вещи удалены или обозначены.

2. Все ненужные вещи перемещены на новое место или утилизированы.

3. Определены места для нахождения материалов, штабелеров и др.

4. Разработан список отсутствующих предметов.

Шаг 2 – SEITON
1. Все пути и проходы доступны и свободны.

2. Все средства производства чисты и функциональны.

3. Рабочие места содержаться в чистоте.

4. Рабочие места для производственных отходов и их переработки в наличие и функциональны.

Шаг 3 – SEISO
1. Графики уборки и обслуживания существуют и соблюдаются.

2. Рабочие зоны для рабочих мест разграничены и обозначены.

3. Пространство для загрузки доступно и свободно.

4. Порядок поддерживается через визуализацию.

Шаг 4 – SEIKETSU 1. Все ненужные вещи регулярно удаляются.

2. Места складирования установлены для минимальной потребности и используются в нужных целях.  

3. Все маркировки и обозначения актуальны.

4.Сотрудники следуют предписаниям и инструкциям по охране и безопасности труда.

Шаг 5 –SHITSUKE 1. Результаты предыдущего аудита вывешены для ознакомления.

2. Планы мероприятий вывешены и реализуются.

3. Корректирующие действия по последнему аудиту выполнены.

4. Проводится внутренний аудит.


Общая оценка в баллах


Установленный целевой показатель


Пример 5S в офисе (фото)

Изображение ниже помогает наглядно увидеть результаты внедрения системы 5s в офисе: все инструмента упорядочены, категоризированы и находятся в легкой доступности.


1.jpg

Оцените материал:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5(2)
Вверх