Новости

Выступление на пленарном заседании Совета Федерации

Валентина Матвиенко (председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации): Сергей Семёнович в 1980 году с отличием окончил Костромской технологический институт, в 1989 году — Всесоюзный юридический институт, имеет учёную степень кандидата юридических наук. Сергей Семёнович начал свою трудовую деятельность на Челябинском трубопрокатном заводе, где прошёл путь от слесаря до мастера производства, был главой администрации города Когалыма, первым заместителем главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа, председателем Думы Ханты-Мансийского автономного округа. С 1996 года Сергей Семёнович в течение четырёх лет являлся членом Совета Федерации от Ханты-Мансийского автономного округа, два из них был председателем Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. В 2000 году он назначен первым заместителем полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, а через год вступил в должность губернатора Тюменской области.

В ноябре 2005 года указом Президента России Сергей Семёнович был назначен руководителем Администрации Президента Российской Федерации. В мае 2008 года — заместителем Председателя Правительства. 21 октября 2010 года по представлению Президента был наделён Московской городской Думой полномочиями Мэра города Москвы. В результате прямых выборов Мэра в сентябре 2013 года избран всеобщим голосованием Мэром города Москвы. Сергей Семёнович отмечен многими государственными наградами.

Уважаемые коллеги! Все мы с вами живём в Москве, и мы видим, как за годы работы Сергея Семёновича Мэром Москвы изменилась Москва, как она похорошела, как Сергей Семёнович выполняет свои предвыборные обязательства, объявив о том, что он будет развивать Москву как город, комфортный для москвичей, для гостей столицы. Сколько появилось новых скверов, парков, пешеходных улиц! Сергей Семёнович, никто не верил, что можно справиться с трафиком в Москве, Вам это удалось благодаря развитию улично-дорожной сети. Чего стоит только одно железнодорожное кольцо вокруг! Это проект, которому пока нет аналогов в мире по протяжённости. Сколько ежегодно вводится станций метро и так далее и так далее. Москва расцвела, похорошела, чистая, ухоженная. Мы гордимся столицей нашей страны. И Вам есть чем поделиться из своего опыта перед палатой регионов, этот опыт будет очень полезен сенаторам. И мы традиционно такие положительные практики, опыт распространяем во всех субъектах Федерации.

Я благодарю Вас за то, что Вы согласились выступить в Совете Федерации, предоставляю Вам слово. Пожалуйста.

Сергей Собянин: Валентина Ивановна, спасибо большое. Спасибо большое, коллеги, что пригласили в Совет Федерации, дали возможность выступить перед вами. В России три города федерального значения: Севастополь, Санкт-Петербург и Москва, поэтому, конечно, логично сегодня мне поговорить о развитии крупных городов, об агломерации и урбанизации в целом. Чтобы понять, что происходит в России и в Москве, необходимо, конечно, понимать, какие процессы происходят в мире, в мировой экономике, знать о процессах пространственного развития.

Считается, что уже давно урбанизация закончилась в мире и всё стабилизировалось и в Европе и в других странах, и мы теперь имеем как бы уже сложившуюся структуру развития. На самом деле это абсолютно не так, как раз всё наоборот: в мире происходит концентрация населения в городах, и не так давно, в 2015 году, население городов перевалило за 50 процентов, и в ближайшие годы оно перевалит уже за 60 процентов. Я разговаривал со своими коллегами из европейских городов, они все говорят о том, что население и Берлина, и Мюнхена, и Парижа продолжает расти, не менее активно, чем, к примеру, население города Москвы.

Помимо того, что растёт население, происходит и концентрация экономики в крупных городах. Если в 600 мегаполисах мира производилось ещё не так давно порядка 25 процентов, сегодня уже почти половина ВВП приходится на крупные города, в ближайшие годы там будет производиться уже около 60 процентов. О чём это говорит? Если мы в России замедлим темпы урбанизации и развития крупных городов, то просто будем отставать от динамики экономики ведущих стран мира. Об этом можно спорить, говорить так это или иначе, но все тренды мирового развития говорят именно об этом. Сегодня крупнейшие агломерации мира есть и на Востоке, и в Европе, и в России, и Москва сегодня входит в десятку крупнейших агломераций.

Почему население продолжает концентрироваться в городах? И почему, собственно, там происходит достаточно бурное развитие экономики? Почему там развивается экономика быстрее, чем в других населённых пунктах? На этой табличке показан эффект агломераций, где абсолютно точно видно, как происходит увеличение производительности труда: чем ближе к центру агломерации, тем выше производительность труда; чем дальше, тем ниже. На расстоянии 300 километров от центра агломерации производительность труда сокращается в два раза. Почему это происходит? Это экономия на масштабах, концентрация населения, крупный рынок сбыта, окупаемость инвестиций и так далее и тому подобное.

Сегодня города конкурируют не за заводы и фабрики, а конкурируют между собой за людей. В последнее десятилетие количество или динамика миграции между городами выросла в три раза, и сегодня такие города, как Сингапур, Гонконг, Лондон, на 40 процентов состоят из экспатов — выходцев из других регионов. Это говорит о том, что происходит интенсивное перераспределение экономически активного населения между крупнейшими мегаполисами. Когда рассказывают о том, что очень плохо, что население в России концентрируется в Москве, статистика говорит об обратном: из России каждый год уезжают около 200 тысяч человек и в Москву перебираются из других регионов около 10 тысяч. Это говорит о том, что мы должны бороться не за то, чтобы не ехали в Москву, а за то, чтобы не уезжала из России наиболее активная часть населения.

Должен сказать, что одной концентрацией населения в регионах, в городах, увеличением количества людей не решаются вопросы эффективного развития экономики. Главным преимуществом крупных городов является концентрация множества отраслей, их интеграция, синергия развития. Как результат — опережающее развитие транспортной инфраструктуры, создание качественной городской среды и так далее. Деградация транспорта, деградация экологии, дискомфорт в повседневной жизни приводит к прямо противоположным результатам.

При этом должен сказать, что дискуссия по поводу развития городов происходила в мире и в нашей стране всегда. В своё время были активные попытки сдержать рост городов, начиная с царских времён, когда, сохраняя крепостное право, не давали уезжать крестьянам в города. Чем это закончилось в 1917 году, мы знаем. Хотя крепостное право и было отменено, тем не менее Россия испытала все трудности, связанные с отставанием в развитии.

В советское время, вы знаете, также достаточно жёстко регулировались вопросы перемещения в города, особенно в столицу. Старались развивать квадратно-гнездовым способом расселение людей, для того чтобы обеспечить безопасность экономики. В результате мы получили серьёзные проблемы, связанные с моногородами, с проживанием людей в экологически неблагоприятных условиях. Тем не менее в России происходят такие же тенденции, как и во всём мире. Мы видим, что за период с 1990 по 2015 год доля жителей крупных городских агломераций увеличилась с 27 до 33 процентов населения страны, и в ближайшие годы ещё восемь — десять миллионов человек переселятся в крупные города.

Появились новые агломерации-миллионники — Воронеж, Красноярск, Волгоград. Потенциал урбанизации России на этом не исчерпан. Мы видим, что происходит в других странах с большими территориями, например в Канаде, в Австралии. Там уровень урбанизации примерно в два раза выше, чем в России.

Конечно, нельзя не рассказать о Московской агломерации, о столице нашей Родины, крупнейшем городе России и Европы. Как вы видите, Москва, в которой живёт восемь-девять процентов населения России, производит 21 процент ВВП. Реальное количество жителей в Москве — от 13 до 15 миллионов человек. Население агломерации — Москвы и Московской области — составляет от 21 до 25 миллионов человек. А если брать Центральный федеральный округ, города которого очень тесно взаимодействуют друг с другом с точки зрения товарообмена, инвестиций, трудовых ресурсов, то это 40 миллионов человек.

Как я уже сказал, мегаполис не может развиваться сам по себе. Если не работать над инфраструктурой, комфортной средой, то вместо экономического развития мы получим деградацию, отставание, социальные, экономические и политические проблемы. Поэтому в Москве реализуется целый ряд ключевых программ, направленных на создание комфортной городской среды, развитие транспорта, инфраструктуры, сферы услуг, образования, здравоохранения и так далее.

Если останавливаться на развитии транспорта, то Валентина Ивановна уже сказала об этом коротко в своём выступлении. Действительно, в Москве активно строятся дороги, метро, развиваются пригороды, и это абсолютная необходимость. Необходимость в силу того, что чем меньше времени человек проводит в дороге на работу, и обратно, на учёбу, тем выше его экономический потенциал, производительность труда, тем лучше работает экономика, тем лучше чувствует себя сам человек, получая дополнительные часы на досуг.

Причём я должен отметить, что огромные объёмы инвестиций — около 300 миллиардов — каждый год мы вкладываем в транспортную инфраструктуру. И не только потому, что это необходимо москвичам. Москва является крупнейшим российским транспортным узлом, до половины всех пассажиропотоков проходит именно через Москву. По данным Центра организации дорожного движения, 45 процентов машин на территории Москвы — это иногородние машины.

И конечно, помимо развития транспортной инфраструктуры, необходимо развивать и полицентрическое направление экономики, чтобы люди работали в тех местах, где проживают.

Конечно, чрезвычайно важно развитие современной городской среды, комфортного пространства, парков, пешеходных зон и так далее. Очень часто мне задают вопрос: «Зачем вы это делаете? В стране кризис, проблемы, а вы начинаете благоустраивать свои улицы, реконструировать фасады домов, освещение…». Я должен сказать, что каждый рубль, вложенный в благоустройство, возвращается в экономику. Одни только доходы от туризма в городе составляют около 400 миллиардов рублей. Сама комфортная среда создаёт притяжение людей к городу, позволяет ему успешно конкурировать с другими мегаполисами мира.

Что касается образования и здравоохранения, должен сказать, что сегодня уровень школьного образования в Москве один из лидирующих в мире. По читательской и по математической грамотности московские школьники занимают пятое место в мире. 150 школ Москвы занимают первое место в мире по качеству образовательных услуг. Это, конечно, основа, база будущего нашей страны.

Здравоохранение Москвы работает не только на москвичей, но и на всю страну. В федеральных клиниках, которые расположены в Москве, более 50 процентов иногородних пациентов — со всех регионов. Более того, в городских клиниках пациентов из других регионов — от 20 до 25 процентов.

Одна из главных проблем Москвы — это ветхое жилье. К сожалению, эта проблема не миновала Москву, вы её очень хорошо знаете в своих регионах. Почему мы так активно занимаемся проблемой тех же пятиэтажек первого периода индустриального домостроения? В Москве это строительство началось раньше, чем в других регионах. По сути, на Москве тогда был отработан эксперимент по строительству массового жилья. И эти дома далеко не всегда были качественными: некоторые бетонные блоки делались просто из строительного мусора. Поэтому для Москвы эта проблема номер один. Сегодня мы вместе с Федеральным Собранием разрабатываем новый проект закона, который позволит заняться проблемой реновации пятиэтажек первого периода индустриального домостроения.

Часто мы задаёмся вопросом: конечно, здорово, что Москва развивается, а что, собственно, от этого получают другие регионы?

Должен сказать, что экономика Москвы растёт быстрее, чем экономика страны в целом. Москва является крупнейшим рынком сбыта для регионов, потребляя около трёх триллионов рублей в год. Москва обеспечивает рабочими местами примерно 2,5 миллиона жителей других регионов. Москва является локомотивом экономического роста, за последние 20 лет средние темпы роста экономики в столице были примерно на 15 процентов выше, чем в среднем по России.

При этом экономика Москвы растёт за счёт инноваций, сектора услуг, финансов и других подобных отраслей. Если город не будет развивать эти сектора, то соответствующие инвестиции уйдут, скорее всего, не в другие регионы, а просто за рубеж. И из этого можно сделать вывод: если мы будем выравнивать развитие регионов за счёт торможения развития больших городов, то мы получим в целом снижение темпов развития страны. Проиграют в результате все.

Если спросить сидящих здесь: уважаемые коллеги, как вы считаете, стоит ли часть доходов Москвы, бюджетных доходов Москвы перераспределить в пользу ваших регионов? Я думаю, что, за исключением, наверное, двух сенаторов, все остальные поднимут руки и проголосуют: «Да, конечно, надо». Я хотел подробнее остановиться на этой теме.

На этой табличке видно, что за последние шесть лет объём перераспределения и объём поступлений в федеральный бюджет с территории Москвы увеличился на 62 процента. В среднем на 50 миллиардов каждый год увеличиваются поступления в федеральный бюджет.

Евгений Викторович (заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Евгений Бушмин), наверное, хорошо помнит объём трансфертов из федерального бюджета в региональный бюджет. Если мне память не изменяет, это 1,5 триллиона рублей в год. С территории Москвы перечисляется в федеральный бюджет один триллион рублей налогов без таможни, без акцизов, без фондов. Это 2/3 того, что получают регионы, это как раз сумма тех средств, которая идёт с территории Москвы. Причём эта сумма, как вы видите на графике, серьёзно каждый год увеличивается.

Валентина Матвиенко: По-моему, вы всем открыли глаза.

Сергей Собянин: С 2012 по 2013 год не было никакого кризиса, страна развивалась. Видите, что произошло: произошло падение объёма поступлений с территории Москвы в федеральный бюджет. Почему это произошло? Это было как раз время попытки административно перераспределить доходы в пользу федерального бюджета, введя КГН — консолидированную группу плательщиков, ещё ряд новаций. В результате никто из регионов не выиграл, проиграли все. И динамика поступлений в федеральный бюджет снизилась почти на 70 миллиардов. При этом Москва потеряла ровно те же 70 миллиардов. Потеряли все. Такой механизм перераспределения никому ничего не даёт.

Но это ещё не всё. Посмотрите следующую табличку по поводу внебюджетных фондов. С 2010 года объём поступлений с территории Москвы в пенсионный и Фонд медицинского страхования увеличился в четыре раза, при этом перераспределение в сторону регионов увеличилось в шесть раз и достигло с 125 миллиардов до 800 миллиардов.

Чтобы было понятнее: сегодня каждый десятый рубль, который поступает в виде пенсий, — это рубль из Москвы. То есть каждый десятый пенсионер в стране обеспечивается пенсией за счёт Москвы. Эти данные, как вы видите, впечатляют. Если бы мы взяли и выравняли таким образом, чтобы Москва перестала развиваться, то Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования потеряли бы 700 миллиардов рублей. То же самое можно сказать и о Фонде медицинского страхования: каждый девятый-десятый житель России получает медицинское обслуживание за счёт поступлений в Фонд медицинского страхования из Москвы.

Много говорят о каких-то крупных компаниях, которые перераспределяют налоги в пользу Москвы, — это налоги, с заработной платы москвичей, это деньги непосредственно москвичей, которые перераспределяются в пользу других регионов. В целом за счёт столицы перераспределение налогов и фондов составляет около двух триллионов рублей, не считая акцизов и таможенных сборов, счёт по которым можно было бы вывести отдельно. Структура бюджета Москвы не основана ни на «Газпроме», ни на «Роснефти», ни на других нефтяных компаниях. В 2010 году примерно так оно и было, 18 процентов была доля нефтегазовой ренты в бюджете Москвы, сегодня она составляет всего лишь три процента, и доходы от нефтегаза в 2015 году были меньше, чем поступления от патентов и от мигрантов.

Много говорится о высокой бюджетной обеспеченности Москвы. Да, если брать ту методику, которая сегодня существует, она действительно самая высокая, но если ввести коэффициенты по уровню заработной платы, а мы не можем социальную сферу финансировать по уровню средней заработной платы по России, мы её финансируем по средней по Москве, то же самое требуют и указы Президента: заработная плата учителей, врачей привязана к средней зарплате по Москве. То же самое и коммунальный сектор, культура, и так далее, и тому подобное. Если учитывать этот коэффициент и реальную численность людей, которые постоянно находятся на территории Москвы, это 15 миллионов человек, то мы получим уровень бюджетной обеспеченности шестой в стране, ниже, чем в Санкт-Петербурге, хотя, если корректно посчитать другие регионы, наверное, и они также откорректируют свои индексы.

Москва является не конкурентом для других регионов, она является надёжным их партнёром. Москва — органическая часть России, открытая для сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации, практически со всеми подписаны долгосрочные договоры сотрудничества в области промышленной кооперации, расширения поставок сельхозпродукции, оказания медицинских услуг и по другим направлениям.

Дмитрий Анатольевич Медведев — председатель Правительства Российской Федерации, лидер «Единой России», говорил о том, что современная экономика — во многом это экономика крупных городов (не умаляя, конечно, значения наших селян, жителей небольших городов, всё это важные органические части страны). Президент Владимир Владимирович Путин говорил о том, что наши города должны быть устремлены в будущее. Москва — наш дом, наш общий дом, гостеприимный дом, мы всегда рады гостям, рады сотрудничеству с другими регионами нашей страны.